Пикассо и Шанель… Почему же новая выставка музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде посвящена им вместе? Художник и модельер родились с разницей в два года и встретились весной 1917 года на премьере балета «Parade». Но их отношения выходят далеко за рамки того, что они были современниками: Пабло Пикассо и Коко Шанель совершали творческие революции в своих сферах. Художник и дизайнер дважды профессионально сотрудничали, оба раза совместно с Жаном Кокто: в рамках музыкальной постановки Antígona (1922) и балета Сергея Дягилева «Le Train Bleu» (1924). Столетие спустя Национальный музей Тиссена-Борнемисы представляет выставку «Picasso/Chanel», в которой исследуются отношения между ними через их работы.
Выставку можно посетить по 15 января 2023 года, когда исполнится 50 лет со дня смерти художника. «Шанель для моды – это то же самое, что Пикассо для живописи», — однажды заявил Жан Кокто. Неизвестно представил ли их друг другу Кокто или кто-то другой, но Шанель пришелся по душе круг испанского художника. После этого Коко Шанель стала часто посещать мероприятия Ольги и Пабло Пикассо, что совпало с активным участием артистки в русских балетах Дягилева. Отношения Шанель с художественным и интеллектуальным миром Парижа того времени были очень многогранными.
«Шанель и Пикассо были против условностей, они постоянно вводили новшества. Оба творца стремились к самому простому: уникальному цвету, фрагментарности предмета», — рассказала Элен Фульжанс, директор Patriminois de Chanel, во время пресс-конференции, посвященной открытию выставки. Она объединяет великолепный выбор платьев, картин, рисунков и других предметов из американских и европейских музеев и коллекций. Организаторы по каплям собирали великолепные творения двух талантливых революционеров своего времени.
Второй зал выставки посвящен русской балерине Ольге Хохловой, первой жене художника и преданной клиентке Chanel. Неудивительно, что свадебное платье Ольги было разработано Шанель, которая, по словам очевидцев, также присутствовала на мероприятии. Также в этом зале через многочисленные портреты можно увидеть то, как видел Ольгу ее муж.
В третьем зале все посвящено музыкальной постановке Antígona, в которой Пикассо был ответственен за оформление и дизайн масок хора и солдатских щитов с мотивами, вдохновленными древнегреческими сосудами. Шанель, в свою очередь, шила костюмы. В четвертом зале рассказывается история участия обоих в балете «Le Train Bleu». За месяц до постановки в мастерской Пикассо Дягилев увидел картину «Женщины, бегущие по пляжу» и попросил использовать ее в качестве изображения для занавеса.